|   |   | 
| 
 | OFF: Задача по шахматам. Мат в 2 хода. Необычная. Решение в 116 | ☑ | ||
|---|---|---|---|---|
| 0
    
        patapum 02.12.13✎ 10:30 | 
        http://savepic.org/4726631.png
 Белые начинают и дают мат в 2 хода. composed by William Langstaff, Chess Amateur 1922 | |||
| 147
    
        NS 02.12.13✎ 16:02 | ||||
| 148
    
        patapum 02.12.13✎ 16:05 | 
        (147) ты задание к задаче не написал. а я его на рисунок не вывел     | |||
| 149
    
        NS 02.12.13✎ 16:05 | 
        (148) Неважно, по правилам ход белых.     | |||
| 150
    
        shpioleg 02.12.13✎ 16:10 | 
        Ясное дело, для композиции нужны спец правила. Ибо, из статичной позиции невозможно понять динамику изменений (битое поле, рокировка, троекратное повторение, 50 ходов).     | |||
| 151
    
        patapum 02.12.13✎ 16:11 | 
        (149) то, что мат в два хода надо ставить - гроссы додумают?     | |||
| 152
    
        NS 02.12.13✎ 16:11 | 
        (151) Там вообще-то это написано.     | |||
| 153
    
        patapum 02.12.13✎ 16:12 | 
        (152) ага. когда успел? не было же перед тем, как я страничку обновил. ну да ладно...     | |||
| 154
    
        NS 02.12.13✎ 16:13 | 
        (153) Ровно через минуту как написал пост. То есть в 16.06     | |||
| 155
    
        Aleksey_a_z 02.12.13✎ 16:17 | 
        f5-e6
 d5-d8 в общем элементарная, видно сразу, бывают похлеще задачки | |||
| 156
    
        patapum 02.12.13✎ 16:20 | 
        (155) 1. Кре6 0-0     | |||
| 157
    
        Aleksey_a_z 02.12.13✎ 16:20 | 
        (116) чет вы замудрили ребята, 
 а f5-e6 d5-d8 вас чем не устраивает? | |||
| 158
    
        Aleksey_a_z 02.12.13✎ 16:21 | 
        (156) расшифруй     | |||
| 160
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 16:21 | 
        (158) Ветку прочитай. Рокировка чёрных опровергает короля на e6     | |||
| 161
    
        Aleksey_a_z 02.12.13✎ 16:24 | 
        (160) так и писать надо в условиях что король еще не рокировался))     | |||
| 162
    
        NS 02.12.13✎ 16:25 | 
        (161) Не надо.     | |||
| 163
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 16:25 | 
        (161) Вот представь, не написано.     | |||
| 164
    
        NS 02.12.13✎ 16:28 | 
        http://e-ponikarov.livejournal.com/331167.html?thread=5143711
 Вот подобная задача. Четко по правилам. | |||
| 165
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 16:31 | 
        (164) Статус этих правил под сомнением.     | |||
| 166
    
        NS 02.12.13✎ 16:37 | 
        (165) В смысле? У вас на районе не признают правила шахматной композиции? :)     | |||
| 167
    
        NS 02.12.13✎ 16:39 | 
        Повторюсь, за 30 лет игры в шахматы я впервые встретил человека который не признает официальные правила шахматной композиции, и решает задачи по каким-то другим правилам.     | |||
| 168
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 16:44 | 
        (167) Ты на меня авторитетом не дави. Я играю в шахматы не сильно меньше, 29 лет     | |||
| 169
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 16:44 | 
        (166) У них нет официального статуса     | |||
| 170
    
        patapum 02.12.13✎ 16:45 | 
        (164) задача не совсем аналогичная, имхо. 
 в (164) белые делают первый ход, пользуясь тем, что "если нельзя доказать, что нельзя, то можно". дальше выясняется, что из их первого хода следует, что черным рокировать нельзя. рассуждая аналогично, в (0) белые не могут делать первый ход hg, поскольку не могут доказать, что черные ходили g7-g5 (аргументы насчет возможности рокировки вступят в дело при ответе черных, как и в рассмотренном примере). а при ходе черных нет оснований полагать, что рокировка запрещена. если так рассуждать, задача не решается | |||
| 171
    
        NS 02.12.13✎ 16:45 | 
        (169) У них официальный статус, и все публикуемые композиторами задачи составлены по этим правилам, если не оговорено иное. Шахматная композиция - официальная дисциплина.     | |||
| 172
    
        NS 02.12.13✎ 16:46 | 
        (170) Точно так-же. У правила рокировки первенство по отношению к взятию на проходе. Так-же как у правила рокировки белых первенство по отношению к правилу рокировки черных.     | |||
| 173
    
        patapum 02.12.13✎ 16:47 | 
        (172) "У правила рокировки первенство по отношению к взятию на проходе" - пруф есть?     | |||
| 174
    
        NS 02.12.13✎ 16:49 | 
        (173) Есть.
 (3) Partial Retrograde Analysis (PRA) convention. Where the rights to castle and/or to capture en-passant are mutually dependent, the solution consists of several mutually exclusive parts. All possible combinations of move rights, taking into account the castling convention and the en-passant convention, form these mutually dependent parts. If in the case of mutual dependency of castling rights a solution is not possible according to the PRA convention, then the Retro-Strategy (RS) convention should be applied: whichever castling is executed first is deemed to be permissible. | |||
| 175
    
        NS 02.12.13✎ 16:50 | ||||
| 176
    
        NS 02.12.13✎ 16:56 | 
        в (175) Официальный сайт WFCC. И соответственно официальные правила шахматной композиции. Единственные официальные правила.     | |||
| 177
    
        patapum 02.12.13✎ 16:58 | 
        (174) значит, если следовать правилам шахматной композиции до конца, ты прав. но если предложить задачу любителю, который знает правила игры, но не правила композиции (а таких 99%, я думаю), то логичный правильный ответ будет (116)     | |||
| 178
    
        NS 02.12.13✎ 17:00 | 
        (177) Нет, любая задача предлагаемая любому - предлагается по правилам композиции. В любом нормальном журнале или газете - все публикуемые задачи по правилам шахматной композиции, если не оговорено иное. Все композиторы придумывают задачи по правилам композиции, если не оговорено иное.     | |||
| 179
    
        NS 02.12.13✎ 17:00 | 
        А ответ в (116) на уровне правила фука в шашках.     | |||
| 180
    
        NS 02.12.13✎ 17:01 | 
        (177) Любая задача может быть предложена только человеку знающему правила решения задач.     | |||
| 181
    
        patapum 02.12.13✎ 17:05 | 
        (180) ветку аннулировать, меня в наказание забанить? )))
 насчет журналов , газет, конкурсов - соглашусь. "любая задача предлагаемая любому - предлагается по правилам композиции" - не соглашусь. | |||
| 182
    
        NS 02.12.13✎ 17:09 | 
        (181) Если люди начнут разговаривать на разных языках - то они не будут понимать друг друга. По этому принято всё делать по официальным правилам. Если сел играть с другом в шахматы - ты играешь не в сказочные шахматы с генералами и жирафами, а играешь по правилам ФИДЕ в шахматы ФИДЕ. Так же и с задачами. Везде и всегда все задачи публикуются по правилам шахматной композиции. И если уж задача предлагается для решения, то естественно по правилам WFCC.
 А в (0) все верно. Задача корректна, её решение корректно. | |||
| 183
    
        patapum 02.12.13✎ 17:12 | 
        (182) а тем временем на КС первая ласточка. и человек с тобой не согласен     | |||
| 184
    
        Explorer1c 02.12.13✎ 17:13 | 
        2 секунды мне понадобилось для решения...     | |||
| 185
    
        patapum 02.12.13✎ 17:13 | 
        (184) что решил?     | |||
| 186
    
        NS 02.12.13✎ 17:15 | 
        (183) Сейчас мы с ним договоримся до консенсуса. :)     | |||
| 187
    
        Explorer1c 02.12.13✎ 17:15 | 
        (185) король ф6, потом ладья д8     | |||
| 188
    
        Explorer1c 02.12.13✎ 17:16 | 
        * король е6     | |||
| 189
    
        patapum 02.12.13✎ 17:16 | 
        (187) ф6 занято. на король е6 черные рокируются     | |||
| 190
    
        NS 02.12.13✎ 17:16 | 
        + (186) Он кстати тоже ММ. Если два ММ тебе скажут что с задачей все нормально, и правильное решение взятие на проходе - ты согласишься?     | |||
| 191
    
        patapum 02.12.13✎ 17:16 | 
        (186) да ты мертвого заговоришь до консенсуса )))     | |||
| 192
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 17:16 | 
        (190) Я и сам говорю, что правильное решение - это взятие на проходе. Но если оно невозможно, то Ке6     | |||
| 193
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 17:17 | 
        (171) Дай ссылку на правила шахматной композиции на официальном ресурсе.     | |||
| 194
    
        patapum 02.12.13✎ 17:18 | 
        (190) он уже ответил. если ты своим напором его переубедишь, и он согласится, то не поверю...     | |||
| 195
    
        NS 02.12.13✎ 17:20 | 
        (194) Я просто привел ссылку на правила композиции. Штирлиц международный мастер ФИДЕ, а не шахматной композиции. Так что если он посмотрев ссылку на правила шахматной композиции согласится - значит ответ верный. Или можно дождаться именно композиторов.     | |||
| 196
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 17:22 | 
        (175) О, наконец-то я увидел.
 Согласись, правила немного другие, чем ранее была ссылка на какой-то narod.ru в (129). Тут хотя бы официальный статус появился. Почитаем... | |||
| 197
    
        patapum 02.12.13✎ 17:24 | 
        (195) я уже с тобой согласился, что по строгим правилам композиции ты прав. но большинство решит, что правильно в (116), исходя из правил шахматной игры и логики.
 я не собираюсь задачу публиковать, не моя она. но предлагая ее решить не специалистам по композиции, я буду приводить (116) как правильное решение | |||
| 198
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 17:26 | 
        (197) Добавил в сабж автора задачи     | |||
| 199
    
        patapum 02.12.13✎ 17:30 | 
        (198) спс, так правильней     | |||
| 200
    
        Одесса 02.12.13✎ 17:48 | 
        (197) Неспециалисту ты можешь предложить всё что угодно, да и  слова "дуаль" он не знает ))))
 Если же быть скурпулезным, то соглашусь с Нефёдовым. | |||
| 201
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 17:54 | 
        (200) Тогда надо доказать, что последний ход был g7-g5, иначе задача будет считаться unsound & cooked     | |||
| 202
    
        Одесса 02.12.13✎ 18:10 | 
        (201) Так опять же, на каком уровне доказывать?
 Повторюсь, если быть СКУРПУЛЁЗНЫМ, т.е. следовать конвенциям, изложенным в правилах шахматной композиции, то следует считать, что рокировка не совершалась, стало быть, ни король, ни ладья черных ни разу не ходили, отсюда следует, что последний ход черных был пешкой вперед на 2 поля, что дает белым право взятия на проходе. | |||
| 203
    
        Азазель 02.12.13✎ 18:16 | 
        (201) На день первой публикации задачи Международной федерации шахматной композиции не существовало, как и ее правил.
 В то время в Европе, да и России тоже, применялись правила Германского шахматного союза. Найти их в Инете не удалось, поэтому со ссылкой затрудняюсь. Вполне возможно, что вообще не было писаных правил для композиторов. Что не мешало публикациям и проведению конкурсов: действовали обычаи, популяризируемые в газетных и журнальных публикациях. Впрочем, и без формальных правил замысел композитора понятен: взятие на проходе и рокировка как возражение на ложный след. Не думаю, что в то время вообще требовалось доказывать, что последний ход черных мог быть только пешкой для случаев использования взятия на проходе. | |||
| 204
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 18:16 | 
        (202) Надо доказать на уровне ретроанализа, что последним ходом было g7-g5 и рокировка не совершалась.     | |||
| 205
    
        Одесса 02.12.13✎ 18:23 | 
        (204) Зачем доказывать, что рокировка не совершалась, если это принимается "по умолчанию".     | |||
| 206
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 18:29 | 
        (205) Бог с ней с рокировкой. Докажи, что последним ходом было g7-g5.
 Пункт 16.2 правил гласит (2) En-passant convention. An en-passant capture on the first move is permitted only if it can be proved that the last move was the double step of the pawn which is to be captured. | |||
| 207
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 18:34 | 
        Или ситуация ещё больше усложняется по Нефёдову. 
 Так как есть пункт 16.1 шахматной композиции, который гласит, что рокировка по умолчанию возможна, если нельзя доказать обратное, и обратное доказать нельзя (это точно???), то доказываем, что последним ходом мог быть только g7-g5 и вступает в силу пункт правил 16.2. Всё равно, для решения задачи нужно * или доказать, что последний ход был g7-g5 и возможно взятие на проходе, тогда решением будет hg * или взятие на проходе невозможно, но тогда и рокировка невозможна и решением будет Ke6. Если решающий не может выполнить хотя бы один пункт, то задача остаётся нерешённой и замысел автора остаётся нераскрытым. Нефёдову ещё есть над чем подумать | |||
| 208
    
        zakidonoff 02.12.13✎ 18:34 | 
        Ну вы, блин, даёте! Ретроанализ, правила шахматной композиции, дуаль...
 Пойду-ка я поем, пожалуй. -) | |||
| 209
    
        NS 02.12.13✎ 18:36 | 
        (207) над чем подумать?
 пункт 16.3 четко отвечает на вопрос. | |||
| 210
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 18:36 | 
        (207)+ А есть ещё такой вариант. Рокировка невозможна, но последним ходом было g7-g5, тогда возможны два решения, а это уже нарушает правило 8 о единственности авторского решения. Всё-таки надо что-то доказать, иначе задача остаётся нерешённой.     | |||
| 211
    
        zakidonoff 02.12.13✎ 18:37 | 
        (207) Судя по дате создания композиции, не композиция создавалась под правила, а правила - под композицию -)     | |||
| 212
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 18:38 | 
        (209) Если честно, я его не понимаю
 16.3 Partial Retrograde Analysis (PRA) convention. Where the rights to castle and/or to capture en-passant are mutually dependent, the solution consists of several mutually exclusive parts. All possible combinations of move rights, taking into account the castling convention and the en-passant convention, form these mutually dependent parts. If in the case of mutual dependency of castling rights a solution is not possible according to the PRA convention, then the Retro-Strategy (RS) convention should be applied: whichever castling is executed first is deemed to be permissible. | |||
| 213
    
        zakidonoff 02.12.13✎ 18:40 | 
        (212) Там написано, что если право на взятие пешки на проходе связано с рокировкой, то по дефолту считается, что рокировка возможна.     | |||
| 214
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 18:41 | 
        (213) Не, там сложнее. Вот это что означает?
 then the Retro-Strategy (RS) convention should be applied: whichever castling is executed first is deemed to be permissible | |||
| 215
    
        Одесса 02.12.13✎ 18:43 | 
        (206) Я думал, что это доказали здесь уже не раз.
 Итак, принимаем, что рокировка не совершалась, следовательно ни король, ни ладья черных ни разу не ходили. Значит ходила пешка, находящаяся сейчас на поле g5. Сюда она могла бы попасть следующим образом: А) g6-g5 или Б) g7-g5 g6-g5 невозможно, т.к. пешка черных не могла находиться на g6, (в этом случае имели бы невозможную позицию, в которой белый король под шахом и очередность хода за черными). Остается единственный вариант g7-g5 | |||
| 216
    
        patapum 02.12.13✎ 18:47 | 
        (212) не настолько силен в английском, но может быть имеется в виду следующее. если права на рокировки взаимосвязаны, разрешена та, которая совершается первой     | |||
| 217
    
        zakidonoff 02.12.13✎ 18:49 | 
        (214) То применение ретро-стратегии должно выполняться из первоначального расчёта возможности рокировки     | |||
| 218
    
        NS 02.12.13✎ 18:49 | 
        (216) именно так и есть.     | |||
| 219
    
        zakidonoff 02.12.13✎ 19:03 | 
        16.3 Соглашение о пошаговом ретроградном анализе (PRA). Ситуация, в которой возможность на рокировку и/или на захват (пешки) на проходе являются взаимозависимыми, решение состоит из нескольких взаимоисключающих стратегий. Все возможные комбинации движений, с учетом конвенции о рокировке и конвенции о захвате пешки на проходе, состоят из взаимозависимых стратегий. Если, в случае взаимной зависимости прав на рокировку и на проход, решение невозможно в соответствии с конвенцией PRA, то соглашение о ретро-стратегии (RS) должно применяться: если рокировка допускается на текущем ходу решения, значит она считается допустимой.     | |||
| 220
    
        zakidonoff 02.12.13✎ 19:10 | 
        +(219) Не вижу разногласий с правилами в (116).
 Ход взятием пешки на проходе был сделан с учётом возможности рокировки. Если ход невозможен (в ход вступает правило 16.3, где оговорено не то, что рокировка считается допустимой, а то, что рокировка допустима до того момента хода решения композиции, пока анализ решения не аннулирует подобной возможности), невозможен вариант продолжения движения пешкой, следовательно, очередным ходом идёт король + ладья. Всё там правильно. | |||
| 221
    
        NcSteel 02.12.13✎ 19:16 | 
        (220) Нет не правильно... не может быть нескольких решений задач... только одно единственное .     | |||
| 222
    
        zakidonoff 02.12.13✎ 19:20 | 
        (221) Оно и так одно единственное.
 Просто ход с взятием пешки нулевой. Но он нужен. | |||
| 223
    
        NS 02.12.13✎ 19:20 | 
        (221) у этой задачи по правилам композиции единственное решение, так как по правилам черные не теряли право рокировки.     | |||
| 224
    
        NcSteel 02.12.13✎ 19:26 | 
        (222) Тогда не может быть "Если ход невозможен" и описание второго варианта...
 Только взятие пешки. | |||
| 225
    
        NcSteel 02.12.13✎ 19:26 | 
        (223) Согласен.     | |||
| 226
    
        Одесса 02.12.13✎ 19:27 | 
        (220) Говорили-балакали... 
 Ты вроде все правильно прочитал, а вывод сделал неверный. | |||
| 227
    
        zakidonoff 02.12.13✎ 19:29 | 
        (224) Если у меня не подразумевает выбора. Это просто связка речи -)     | |||
| 228
    
        zakidonoff 02.12.13✎ 19:30 | 
        (226) Это мой перевод. Постарался максимально приблизить к оригиналу. Если найдёшь на русском - запость.     | |||
| 229
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 21:55 | 
        (215) А если твоё допущение неверно и рокировка совершалась?     | |||
| 230
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 21:57 | 
        (227) Не надо тут речевых фигур и связок речи. Тут абсолютно логическая конечная игра. 
 (221) Единственность решения должна гарантироваться авторским замыслом. Как тут гарантируется единственность решения? | |||
| 231
    
        NS 02.12.13✎ 22:01 | 
        (230) Тем что ретроспективно (без потери рокировки черными) возможен только один их последний ход. g7-g5. Это гарантирует единственность решения.     | |||
| 232
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 22:20 | 
        Думаю, что есть вопрос: имеют ли чёрные право на рокировку?
 Если права на рокировку нет (король или ладья двигались), то работает 1. Ке6. Если право на рокировку у чёрных есть, то работает 1. hg Правила шахматной композиции требуют, чтобы решение было единственным и авторским. Внимание вопрос! Можно ли доказать, что рокировка невозможна? Если такое доказать нельзя (т.е. рокировка возможна), то на предыдущем ходу король и ладья чёрных не двигались, а значит ходила пешка, причём с g7, а значит решением будет 1. hg. Интересно, можно ли доказать, что рокировка не совершалась или могла не совершиться в реальной партии? Или другими словами, существует ли допустимый путь от начальной позиции до заданной в задаче, в которой чёрные сохранили право на рокировку? Если такой путь существует, то с точки зрения шахматной композиции (отдельная отрасль шахматной активности) решением задачи будет 1. hg, а 1. Ke6 всего лишь ложный путь, который навёл нас на все эти размышления. | |||
| 233
    
        NS 02.12.13✎ 22:21 | 
        (232) Не вижу никаких проблем получить такую позицию без потери права рокировки.     | |||
| 234
    
        Волшебник модератор 02.12.13✎ 22:32 | 
        (233) Если ты не видишь, это не значит, что их нет. Так что это не аргумент     | |||
| 235
    
        xenos 02.12.13✎ 22:51 | 
        (0) Может кто вкратце объяснит, в чем суть проблемы.
 Может ли игрок за черных совершать идиотские ходы или только правильные? | |||
| 236
    
        NS 02.12.13✎ 22:51 | 
        (234) их явно нет. завтра буду посвободней - легко нарисую партию.     | |||
| 237
    
        Одесса 02.12.13✎ 23:10 | 
        (235) Да, черные могут совершать идиотские ходы, но только при условии, что они правильные.     | |||
| 238
    
        xenos 03.12.13✎ 07:29 | 
        (237) тогда все вроде просто
 Пешка делает ход h6-h7 Ладья делает ход h8-g8 Пешка бьет ладью h7-g8 Пешка становится Ферзем .... Profit | |||
| 239
    
        bolder 03.12.13✎ 08:41 | 
        (235) Фишка данной композиции в том, что предполагается возможность рокировки, те король и ладья не еще не двигались.Что вполне возможно.А раз так,то последним ходом черных может быть только ход пешкой g7-g5( не g6-g5,d так как король белых был бы под шахом и позиция не получилась бы).Итак, получается решение с взятием на проходе:1hg...2.d8X(...0-0 2.h7X).     | |||
| 240
    
        xenos 03.12.13✎ 08:43 | 
        (239) > Фишка данной композиции в том, что предполагается возможность рокировки,
 Какой ход белых, заставляет черных обязательно делать рокировку? | |||
| 241
    
        bolder 03.12.13✎ 08:45 | 
        (240) есть ложный ход:1.Кре6 0-0!     | |||
| 242
    
        bolder 03.12.13✎ 08:47 | 
        (241) Грозит мат 2.d8X     | |||
| 243
    
        xenos 03.12.13✎ 08:59 | 
        (241) Можно ходы нормально написать типа е2-е4, а то не понятно кто куда ходит.     | |||
| 244
    
        bolder 03.12.13✎ 09:14 | 
        (241) Это полная нотация:
 Ложная ветка:1.Крf5-f6?0-0!(и угрозы мата 2.Лd5-d8X уже нет). Правильная двухходовка(взятие на проходе , так как единственный возможный ход черных , приведший к позиции был g7-g5: 1.h5 xg6....2.Лd5-d8X(1....0-0 2.h6-h7X). | |||
| 245
    
        klikotold 03.12.13✎ 09:28 | ||||
| 246
    
        СвинТуз 03.12.13✎ 09:37 | 
        сделайте голосовалку ,
 а то драка будет ) вообще тема исчерпала себя ,имхо | 
| Форум | Правила | Описание | Объявления | Секции | Поиск | Книга знаний | Вики-миста |